Понятие
"коллективный разум" появилось не так давно. И во всемирной сети появляется все больше возможностей использовать краудсорсинг (в переводе с англ. сrowd – толпа, source – источник). Популярность "коллективного разума" постоянно растет.
Михаил Бланк, выпускник РГГУ (Российского государственного гуманитарного университета) задумал создать свой бизнес – семейный клуб досуга «Все дома». Михаил прекрасно понимал, что ресурсов у него недостаточно: на фокус-группы точно не хватит. Поэтому он принял решение обратиться к коллективному разуму. В своем ЖЖ Михаил разместил несколько вариантов логотипов для будущего клуба и попросил профессионалов их оценить. В итоге читатели блога бесплатно разработали ему логотип.
Краудсорсинг (в переводе с англ. сrowd – толпа, source – источник) пользуется с каждым днем все большей популярностью во всемирной сети Интернет. Об этом говорит то, что постоянно появляются новые ресурсы по обмену проектами, идеями, которые публикуют кейсы компаний с различными обозначенными в них проблемами. А пользователи за умеренное вознаграждение предлагают свои решения этих проблем.

Михаил Бланк говорит: «Я считаю, что краудсорсинг дает пользу тогда, когда нужно разобраться в вопросе, в котором ты сам ничего не смыслишь, и мнение профессионалов очень ценится. Но я при этом не думаю, что это хороший инструмент для создания революционных идей». А вот организаторы конференций инноваторов TED готовы поспорить с этим утверждением. Их девиз звучит так: «Идеи, достойные распространения». Участие в событиях TED не бесплатное, зато на сайте TED.com видео-выступления всех участников бесплатно посмотреть может любой желающий. 1/2 TED-talks доступна на русском языке, а часть переведена на 80 языков мира. Еще там можно найти много хороших идей для создания и развития бизнеса.
В России очень мало серьезных краудсорс-проектов. Один из них – E-Generator, интерактивное творческое агентство, которое входит в холдинг «Финам». Агентство создано в 2001 году. E-Generator принимает заказы на рекламные и маркетинговые кампании. Генеральным директором агентства является Юрий Белоусов.
Среди клиентов E-Generator такие известные компании как Unilever, «Лаборатория Касперского», «Яндекс», Русская служба BBC и даже политические партии. Юрий Белоусов говорит: «Мы были, по сути, первой в Росси социальной сетью копирайтеров, и даже сегодня у нас фактически нет конкурентов на российском рынке».
Зарубежный ресурс InnoCentive построен по схожему принципу. Есть только одно существенное отличие: InnoCentive гарантирует выигравшему пользователю не только славу победителя, но и достойное денежное вознаграждение в минимальном размере 5000 дол., а вот у российского проекта очень скромные гонорары по сравнению с зарубежным. В лучшем случае можно получить нескольких тысяч рублей. Причина того, что фрилансеры, которые работают в проекте, получают такие невысокие гонорары (а их сегодня примерно 40000), в том, что авторы публикуют только идеи, а за их реализацию берется само агентство.
Если у вас есть желание, чтобы над вашим кейсом поработали люди со всего мира, можете зарегистрироваться на интересующем вас западном ресурсе. Их очень много сейчас, разных направлений и специализации. OneBillionMinds.com и Hypios.com помогают найти идеи в любой сфере жизни с помощью интернет-пользователей; Ideabounty.com, CrowdSpring.com, Atizo.com и Spudaroo.com занимаются копирайтингом и маркетингом, Redesignme.com представляет дизайнерские решения. Также существуют краудсорс-сайты более узкой направленности:
Topcoder.com – для разработки софта;
Clickworker.com – для поиска творческой и дешевой рабочей силы;
Intrade.com – предсказание движения рынков.
Следует обратить внимание и на опыт таких крупных компаний, настоящих бизнес-гигантов, как Starbucks, Fiat и Vodafon. Они создали свои успешные коммьюнити для того, чтобы обмениваться идеями.
К примеру, сайт Fiat Mio был запущен в начале 2009 года. С этого момента свои идеи на сайте разместили около 2 млн. уникальных пользователей – более 10 000 оригинальных решений, которые призваны помочь превратить автомобили одного из крупнейших итальянских производителей в машины будущего. Все предложения, которые размещаются на сайте, вносятся в каталог и изучаются инженерами компании.
На Starbucks поклонники проекта принимают участие в разработке новых кофейных рецептов: на сайте Mystarbucksidea каждый день публикуется множество пользовательских предложений, например, замечания о дизайне интерьера. Причем любая сеть кафе может взять себе идеи на вооружение оттуда. Это очень современный и эффективный способ удержания уже существующих клиентов, чем ведение книг жалоб и предложений, которые редко кто читает.
А Vodafon создал настоящую лабораторию для обмена новинками в области мобильных приложений и поиска наилучших решений для развития телекоммуникаций.
Unilever разработала интересную стратегию – компания не только принимает идеи от клиентов, а в большей степени делает упор на привлечение других игроков рынка, которые занимаются разработками в нужных ей областях и, конечно же, приглашает их к сотрудничеству. Компании IBM и Kraft тоже запустили похожие проекты.
Юрий Белоусов уверен, что сегодня уже никто не заинтересован в одиночных продуктах, большинство компаний делают ставку на повышение продаж. А здесь невозможно обойтись без грамотной маркетинговой стратегии, то есть комплекса услуг, который должен быть разработан. Г-н Белоусов говорит: «Краудсорсинг помогает выбрать лучшие решения из всех существующих».
Чем же еще краудсорсинг может быть полезен бизнесу? Во-первых, это экономия денег, ведь вы привлекаете к разработке необходимых решений больше людей по меньшей цене. Обращение в специализирующуюся на оказании таких услуг фирму, стоило бы намного дороже. А во-вторых, вы этим показываете готовность к сотрудничеству и собственную прозрачность, повышая бренду лояльность. И к тому же, вы ничем не рискуете, ведь можете в любой момент отказаться от неудачных решений.