Несмотря на то, что почти у каждой семьи сейчас есть дома DVD-плеер и на то, что современные кинотеатры сейчас везде и всюду: на любой вкус и цену, романтика автомобильного кинотеатра не перестает увлекать и очаровывать многих водителей и пассажиров.Подобных заведений сейчас в мире уже более 500. Они зачастую работают в довольно необычном формате, используют новейшие технологии и их заработок включает не только продажу входных билетов.
По мнению американцев, автокинотеатры включены в перечень самых ярких изобретений ХХ века. И их легко можно понять, так как многие представители старшего поколения в США именно благодаря этим заведениям появились на свет. Ведь на заднем сиденье автомобилей не все занимались просмотром фильмов, и небывалый беби-бум во второй половине прошлого столетия – этому подтверждение.
Пионером в этом деле, то есть в изобретении кинотеатров для просмотра в автомобилях является Ричард Холлингсхед, владелец магазина автозапчастей и выходец из богатой семьи. Он очень увлекался кинематографом, а 1932 году решил объединить магазин и театр в одно целое. Таким способом он был намерен привлечь новых покупателей в свою торговую точку. Он установил на крыше своего автомобиля проектор, натянул между стволами деревьев экран, а для воспроизведения звука использовал радиоустановку. Каждому зрителю сначала раздавали миниатюрные колонки, чтобы устранить этот недостаток, а потом получилось организовать трансляцию фильма, оборудовав каждую машину радиоприемником и используя для этого определенную его волну.
Через некоторое время Холлингсхед зарегистрировал свою собственную фирму под названием Parc-in-theatres Inc. В 17 лет он получил патент на свое изобретение. 6 июня 1933 года состоялось официальное открытие первого в мире автомобильного кинотеатра прямо во дворе его собственного дома (г. Камден, штат Нью-Джерси).
Входной билет стоил 25 центов для каждого зрителя. Отдельная плата взималась и за парковку машины – тоже 25 центов.
К сожалению, автокинотеатр Холлингсхеда просуществовал недолго – всего лишь три года, но эта гениальная идея и неповторимая концепция с безумной скоростью распространились далеко за пределы Нью-Джерси: до 1939 года Drive-in theater были уже практически в каждом штате.
Популярность подобных заведений с течением времени только увеличивалась, например, в 1948 году таких компаний было уже 820. Пик пришелся на 1950–1960-е годы – памятные для Америки – тогда работало 5 тыс. таких заведений. Упадок отрасли начался уже в 1970-х годах. Он привел к закрытию 90% автокинотеатров.
Предоставление дополнительных услуг может приносить хороший доход автокинотеатру – 50–300% от стоимости входного билета.
Шанс возобновить свою давнюю славу они получили лишь в начале ХХІ века, но уже под другим названием и в другом виде. Брайан Кеннеди, молодой программист из Калифорнии, в мае 2005 года представил абсолютно новый формат MobMov – мобильного кино. Сеансы проводятся по принципу флешмоба: сначала потенциальные кинозрители заполняют специальную форму на сайте и заказывают фильм, который хотели бы посмотреть, а за день до просмотра по электронной почте получают информацию о том, где и когда будет проводиться мероприятие. Чаще всего это происходит за городом. На крыше устанавливается проектор и объявляется частота, на которой будет транслироваться звук. Кстати, для участия в MobMov совсем необязательно владеть машиной, можно приехать даже на велосипеде.
Самым первым автокинотеатром, который показал фильм в цифровом формате, был Transit в Локпорте (штат Нью-Йорк) в 2006 году.
Свобода взапертиВ европейских странах автокинотеатры появились с большим опозданием – почти 30 лет спустя. Только в 1960 году первое такое заведение открылось в городке Гравенбрух под Франкфуртом-на-Майне. А потом количество зрителей увеличивалось очень быстро. 80-е годы стали началом заката – повысились цены на бензин, ввели новое летнее время (смеркаться стало позже, а смотреть фильмы можно только с наступлением темноты), активизировались всевозможные экологические движения, – и все это очень повлияло на угасание любви к этому способу времяпровождения.
Впрочем, заведения многих предпринимателей продолжали работу даже в течение всех этих лет. Даже когда перед экраном стояла всего лишь одна машина, то и этого было достаточно, чтобы сеанс все-таки состоялся. Этот вид развлечения нравится тем людям, которые не любят светских раутов и предпочитают более спокойный и полезный отдых. Эти люди приезжают в домашней одежде и могут делать в машине все, что им захочется, хоть спать или плясать. Один бизнесмен вспоминает весьма забавный случай: к нему обратился юноша с просьбой помочь. Он решил признаться своей девушке в любви и попросить ее руки весьма оригинальным способом. Он попросил, чтобы слайд, который он принес с собой (на нем было написано "Клаудия, будь моей женой") показали на экране после фильма. Его просьба была выполнена. Но в итоге оказалось, что в тот вечер было всего примерно 800 человек, а среди них – далеко не одна Клаудия.
Не похожи на другихАвтокинотеатры пользовались невероятной популярностью в США в 1950–60-х годах, и тогда у их собственников появилась неудержимая идея: сделать что-то такое, чтобы выделиться из массы и войти в историю. Так, Эдвард Браун создал автокинотеатр, который назвал Drive-In and Fly-in, в парке Asbury (штат Нью-Джерси). Этот автокинотеатр принимал не только 500 автомобилей, а и самолеты – до 25 штук. Самолеты, приземляясь, становились за машинами в последний ряд, а когда сеанс заканчивался, м-р Браун всем летчикам предоставлял буксир, чтобы можно было оттащить воздушные суда на взлетную полосу.
Рекорд по вместимости установил автокинотеатр в Ньюингтоне (штат Коннектикут), который до сих пор никто не побил: заведение способно принимало до 4 тыс. машин.
К тому же в заведении был ресторан, а посетители перемещались по его территории на поезде. К сожалению, этот автокинотеатр прекратил свое существование в 1997 году по неизвестным причинам.
Есть и другая, абсолютно противоположная категория клиентов автокинотеатров – молодые ребята, юноши на дорогих тюнингованных автомобилях, единственная цель которых – покрасоваться перед своими друзьями, присутствуя на таком мероприятии.
В 2008 году автокинотеатр Reinikendorf, который находился в Берлине, закрылся из-за кризиса, но потом, через 9 месяцев, к большому удивлению местных жителей, был снова открыт, но другим владельцем – Себастьяном Бемом. В этом автокинотеатре была создана атмосфера 1950–60-х годов: официанты на роликах, которые с закусками и напитками передвигались от одной машины к другой. Притом публика могла спокойно вести себя, как хотела, даже совсем безобразно: плеваться поп-корном, употреблять нецензурную лексику, оставлять после себя кучу мусора, демонстрировать брутальное поведение, но все это только в пределах территории, отведенной для каждой машины.
Так столица Германии стала и столицей автокинотеатров, владельцы которых очень много усилий прикладывают для привлечения публики. Просмотр фильма очень часто перерастает в настоящую вечеринку с разными напитками и вкусностями, куда можно брать с собой даже домашних любимцев – собак, кошек, морских свинок, кроликов, шиншилл.
Холодный расчетВ России автокинотеатры появились в начале ХХІ века. Первые из них открылись в зимнем Санкт-Петербурге, как ни странно, а не в теплом Сочи, например. Его владелец – Эдуард Пичугин, сейчас генеральный директор сети "Синема Кронверк". Это было в ночь на 1 января 2000 года. Автокинотеатр "Фара" был рассчитан на 70 машин. Но спустя несколько лет пришлось закрыть заведение из-за нехватки средств на обновление оборудования.
Павел Тышецкий, коммерческий директор рекламно-производственной компании "МИКС-медиа", тоже заинтересовался подобной идеей и форматом. В самый разгар лета 2009 года в Томске он создал автокинотеатр на 130 машин. Г-н Тышецкий рассказывает: "Нам удалось привлечь инвестиции в размере 125 тыс. дол., арендовать землю недалеко от центра города, купить оборудование и с помощью альпинистов установить большой экран – площадью 380 кв. м. Фильмы мы показываем всегда только новые, премьерные. Выбираем фильмы, исходя из голосования на сайте и пожеланий наших зрителей. Например, фильм "Адреналин", провальный в широком прокате, у нас стал одним из самых кассовых. С одной машины мы берем 10 дол., и я считаю, что это вполне приемлемая цена, ведь в традиционных кинотеатрах вечерние сеансы стоят намного дороже".
В теплые времена года работает летнее кафе, которое обслуживает пешеходов. Сейчас Павел серьезно занимается вопросом создания полноценной закусочной, ведь это позволит значительно увеличить доход. Реклама тоже приносит хорошую дополнительную прибыль: перед каждым сеансом демонстрируют ролики, а также в прямом эфире показывают футбольные матчи. Также проводятся постоянные акции, например, для именинников, или например, два фильма по цене одного, сезонные скидки, скидки для молодоженов и молодежи.
Многие аналитики рынка довольно скептически относятся к автокинотеатрам. Например, Игорь Киселев, который является генеральным директором компании "Кино Проект Инжиниринг", считает, что окупаемость и выход на рентабельность автокинотеатров возможны только при соблюдении нескольких важных условий: заведение должно вмещать не менее 250 машин; нужно организовать продажу зрителям-водителям автозапчастей и дисков с фильмами; организовать предоставление услуг техобслуживания. Ведь доход от дополнительных услуг в таких кинотеатрах может достигать 300% от стоимости билета, а это дает прекрасную возможность побыстрее окупить инвестиции. Автокинотеатр можно открыть в крупном торговом центре, и в качестве дополнительного бизнеса привязать его к автостоянке. Экраном может послужить, например, стена торгового центра.
Преимущество такого варианта в том, что затраты очень низкие: стена уже есть, ворота, площадка тоже, а билет на просмотр фильма вполне подойдет вместо парковочного билета.