Компания "Омникомм", созданная Борисом Паньковым, производит датчики и системы контроля топлива. Сам же Борис уверяет, что существующий стереотип о том, что "больше всего воруют дальнобойщики" с реальностью не имеет ничего общего. У них минимальные прописки: расстояния и груз известны.
Г-н Паньков говорит: «Контролировать объем работ в других отраслях намного сложнее. Наш клиент поставил такой рекорд – он обнаружил приписки работы катка, который укладывает асфальт, и соответственно приписки расхода топлива на 80%».
С 1998 года Борис занимается изучением и пресечением воровства бензина. Идея возникла, когда Борис работал в телекоммуникационной компании «Комбеллга». Там он как раз курировал направление по установке спутниковых систем, которые определяют местоположение автомобиля (GSM сеть была еще не развита тогда). Общаясь с клиентами, Паньков понял, что для них очень важна и актуальна проблема контроля топлива, а не только отслеживания машин.
Борис уволился с работы и стал заниматься разработкой систем контроля топлива. Подобное устройство являет собой маленький черный ящик, по размеру как сигаретная пачка, который устанавливают на автомобиль. Это устройство сводит в одно целое показания о скорости, уровне топлива в баке и пробеге – с приборной панели. Перекачав данные черного ящика в компьютер, можно их проанализировать.
Первыми клиентами Бориса стали международные перевозчики: часто у водителей бывали ситуации, когда они перед самой границей заправляли за свои деньги полный бак топлива, а затем обналичивали деньги с топливной карты в уже Европе. И несли убытки, поскольку там цена за топливо тогда была вдвое выше российской. А система Панькова давала возможность быстро вычислить, где именно заправлялся шофер. Только устанавливать ее можно было, к сожалению, лишь на иностранные грузовики: МАЗах и КамАЗах. К сожалению, точность датчиков уровня топлива, которыми пользовалась система Панькова, оставляла желать лучшего. Паньков признается, что «мы знали, что расширение бизнеса без собственного датчика невозможно».
И так в 2003 году был создан прибор, похожий на большой гвоздь: в бак через специальное отверстие опускается стержень-острие, а в шляпке находятся платы электронной начинки, которая подсоединяется к системе контроля.
Потом Паньков сделал датчик универсальным, чтобы расширить рынок сбыта, и его стали использовать и в других системах, не только в тех, которые выпускал «Омникомм».
По отзывам контрагентов, продукт получился удачным. К примеру, в своих системах контроля топлива приборы «Омникомма» использует компания «СКАУТ». Иван Котов, технический специалист «СКАУТА», отзывается о датчиках так: «Датчик очень хороший, его можно подключить куда угодно». Он также отмечает, что устройство отлично «сглаживает сигналы»: на монитор компьютера оператора системы выводится плавный график, когда топливо плещется в баке, при езде по пересеченной местности, например. Погрешность составляет примерно 1%, если сравнивать с аналогами: российскими «Стрелы-Ч» и «УЗИ» и белорусским «ДУТ-Е» – где этот показатель может доходить до 5%.
Хорошие отзывы о датчике Панькова мы услышали и от Алексея Смятских – исполнительного директора группы компаний «М2М телематика». Компания занимается разработкой аппаратно-программных комплексов на базе технологий спутниковой навигации и GPS и ГЛОНАСС. Алексей говорит, что датчик «Омникомма» на 30% дороже аналогов (стоимость одного прибора – примерно 300 дол.), и при этом работает он намного точнее.
Датчик Панькова стал действительно очень популярным – настолько, что предприниматель решил продавать датчики на зарубежных рынках и открыл филиалы Аргентине и Эстонии. Датчики «Омникомма» используют перевозчики Ганы и железнодорожники острова Маврикий. В ближайшем будущем планируется подписать контракт с одним из индийских производителей автомобилей, который планирует комплектовать приборами свои грузовики, что ежегодно сходят с конвейера – а их всего 60 тыс. штук. «Изначально мы были ориентированы на то, что максимальным потенциалом обладают страны с низким уровнем заработной платы», – говорит он.
За последние пять лет доходы фирмы выросли почти в 9 раз. В 2009 году, например, компания продала более 26 тыс. датчиков и 10900 готовых систем контроля. Рынок устройств, которые используют спутниковую навигацию, в нашей стране с каждым годом растет. В России системы спутникового мониторинга транспорта имеют уровень проникновения около 3%, а к 2014 году финансовой компанией «Открытие» прогнозируется, что уже 17% коммерческого круга будет иметь оснащение GPS или ГЛОНАСС.
Чтобы вновь попасть на перспективный рынок, Паньков создал новинку: теперь данные о сливах бензина и перемещениях машины можно посмотреть онлайн.
А затем пришлось изучать новинки деловой литературы и перестраивать систему продаж, поскольку в странах СНГ более 200 компаний занимаются продажей системам контроля топлива.
Самой первой задачей, которая стояла перед предпринимателем – в максимально короткие сроки нарастить дилерскую сеть. С этой целью для своих партнеров Паньков разработал программу «Заряди свой бизнес». Поскольку оборудование «Омникомма» стоит недешево – 18 000 рублей комплект для одной машины, начиная с третьей покупки, дилерам предоставляется товарный кредит.
К тому «Омникомм» активно занимается работой в регионах – помогает дилерам развивать бизнес, а также централизованно рекламирует систему. Если работа с партнером успешная в течение 3-х месяцев, для него создается страничка на сайте компании, оплачивается часть расходов для участия в региональных выставках и размещение необходимых материалов в прессе. Служба технической поддержки работает с 7 утра до 7 вечера по московскому времени. Компания обеспечивает надежную поддержку работы системы. «Омникомм» выплачивает компенсации в случае отказа оборудования в период гарантийного обслуживания.
Также компания бесплатно обучает установке и продвижению продукции на специальных курсах. Продавцам рекомендуют не использовать для расчетов экономии сложные таблицы Excel, потому что транспортники предпочитают считать на калькуляторах.
Продажи грузовых автомобилей на 70% упали в 2009 году (по данным аналитической компании «АСМ-холдинг»). Но количество компаний, которые устанавливают на автотранспорт датчики с целью контроля расхода топлива, постоянно растет. 40% эксплуатационных затрат автотранспорта приходится на эту статью. Сергей Голубков, директор ярославской компании «Продвижение», партнер «Омникомма», говорит, что благодаря системе Панькова, которую он установил, расходы сократились на 20%.
«Омникомм» прогнозирует, что в 2012 году в 10 раз увеличатся продажи онлайновых систем, ведь люди стали считать каждую копеечку.