Несмотря на устойчиво-стабильный спрос на хлебобулочные изделия частные пекарни начали конкурировать с государственными комбинатами только с 90-х годов прошлого века. По статистическим данным в настоящее время в Украине находятся 400 действующих мини-пекарен, расположенных преимущественно в южных и западных областях. Появившиеся бекераи (пекарни, совмещаемые с кафе, магазинами) не являются столь многочисленными, располагаются чаще в Киеве. Частный хлебопекарный бизнес поставляет на национальный рынок 5% хлебобулочной продукции (от дешевых сортов хлеба до дорогих стоимостью $1-$5). Напротив, за рубежом мини-пекарни играют доминирующую роль на рынке хлебобулочных изделий (США -60%, Франция -70%, Италия -85%, Испания-95%). Собственно на Западе более распространены бекераи (в 60% которых наряду с хлебобулочными изделиями осуществляется продажа сопутствующих товаров и безалкогольных напитков, а в остальных 40% свежая выпечка либо потребляется в стенах кафе-магазина, либо покупается домой).
«Хлебный» бизнес можно строить, используя наиболее оптимальный технологический вариант:
-с полным циклом (включающим в себя все этапы по приготовлению хлебобулочных изделий: замес теста, формирование ассортимента, процесс выпечки, контроль и проверка качества выпускаемой продукции);
-с неполным циклом (хлебобулочные изделия изготовляются на основе замороженных полуфабрикатов, сохраняющихся при температуре -18°С, в три этапа: разморозка, выпечка, продажа).
Во втором варианте (с неполным циклом) возможна экономия средств за счет уменьшения производственных площадей, а также меньшего количества применяемого оборудования.
Кроме того существует мнение, что по сравнению с мини–пекарнями бекараи привлекают покупателей в большей мере, так как восхитительный аромат свежеприготовленного хлеба способствует увеличению покупок у клиентов.
Технологическое оборудование мини-пекарни полного цикла включает в себя: тестомес, дозатор воды, мукопросеиватель, водоохладитель, тестораскатыватель, стол для нарезки теста, ротационная печь,18-ярусная тележка для выпечки.
Оборудование неполного цикла состоит из конвекционной печи, морозильного шкафа и тепловой витрины.
Основные статьи расхода в хлебопекарном бизнесе распределяются следующим образом:
45% -закупка сырьевых материалов
15% -зарплата
0,5% -обслуживание оборудования
5% - оплата коммунальных услуг (вода, канализация, электроэнергия).
Используя явные преимущества (экономическую гибкость, мобильность, индивидуальный подъем к клиентам), частные мини-пекарни находят своего покупателя в разнообразном спектре выпускаемой продукции: от массовых сортов хлеба до продуктов с уникальной рецептурой (диетических, национальных, экзотических).